Законодательные барьеры тормозят российский рынок кормовых добавок

Россия – один из крупнейших в мире импортеров кормовых добавок, но в законодательной базе страны присутствуют системные проблемы, которые тормозят отрасль и требуют решения. В нюансах российского рынка разбиралось издание Allaboutfeed.net
29.07.2020
Источник: SoyaNews
Фото:  pixabay.com
За прошедшее десятилетие в Россельхознадзор было подано порядка 10 тысяч заявок на регистрацию импортных кормовых добавок, и только 3 тысячи из них были одобрены, пишет издание со ссылкой на исполнительного директора Национального кормового союза Сергея Михнюка. «У нас есть некоторые вопросы к Россельхознадзору относительно существующего процесса регистрации кормовых добавок, - приводятся в статье его слова. – Мы очень надеемся, что в рамках недавно введенных нормативных ограничений мы сможем скорректировать требования к импортерам с учетом здравого смысла и лучших мировых практик».

В этом году союз ставит одной из своих основных целей укрепление сотрудничества с ведущими кормовыми организациями Европы, включая FEFANA и FEFAC, что позволит перенять лучшие практики регистрации кормовых добавок.

«Сейчас в России, если компания хоть немного меняет состав кормовой добавки, она обязана зарегистрировать ее, как новую. Мы считаем, что это неправильный подход, - продолжает глава НКС. – Иногда получить разрешение на импорт кормовой добавки в Россию невозможно по той причине, что российские лаборатории не могут проводить определенные испытания компонентов, которые в них содержатся. Существует множество кормовых добавок, которые могли бы использоваться в нашей стране, которые могли бы приносить прибыль фермерам и продвигать аграрную науку, но из-за административных барьеров их нет в России». 

Регулирование импорта кормовых добавок требует оптимизации 

Российские импортеры кормовых добавок сталкиваются как с крупными, системными проблемами, так и с менее серьезными. В качестве примера Михнюк привел решение Россельхознадзора проверять кормовые добавки на наличие ГМО. Это, по его словам, вызывает определенные трудности, но есть и более серьезные барьеры. 

С тем, что существующее регулирование импорта кормовых добавок требует оптимизации, согласен и директор компании «Глобалвит» Дмитрий Денисов. По его словам, отсутствие четкого определения “кормовых добавок” иногда вызывает сложности при регистрации, поскольку компания импортирует не только витамины, по регистрации которых вопросов не возникает, но и минералы, используемые в премиксах, а зарегистрировать всю таблицу Менделеева невозможно.

«Самая большая проблема заключается в том, что у нас отсутствует дискуссия с регуляторами, включая Министерство сельского хозяйства. Нет никакой обратной связи, а ситуация только ухудшается в последние семь лет, - заявил изданию источник из отрасли, пожелавший не называть свое имя. - Иногда власти ведут себя неадекватно, мы сталкиваемся с нелепыми ситуациями, которые создают проблемы для бизнеса. Мы возлагаем надежды на Национальный кормовой союз и ждем положительных перемен. Устранение некоторых из существующих чрезмерных норм, часто противоречащих лучшей мировой практике, действительно облегчило бы нашу жизнь». 

Российский импорт кормовых добавок оценивается в 60 млрд рублей в год ($900 млн). Ожидается, что эта цифра будет расти, так как страна продолжит развивать животноводческий сектор и наращивать экспорт продукции АПК. К 2025 году он должен достичь $45 млрд, то есть почти удвоиться.

В центре внимания – лизин

В последние месяцы импортеров серьезно беспокоит ситуация на импортном рынке лизина. «Россия производит только лизин сульфат, а потребность в лизине гидрохлориде полностью покрывается за счет импорта, который составляет порядка 50 – 55 тыс. тонн в год», - приводит Allaboutfeed.net слова Михнюка. В феврале 2020 года Россельхознадзор зарегистрировал лизин гидрохлорид китайского производителя Eppen, двум заводам которого было запрещено поставлять свою продукцию в Россию в декабре 2017 года.

«Разрешение на импорт лизина было получено (российской) компанией, которая ранее никогда не работала на российском рынке кормов», - продолжает глава НКС. По данным источника, пожелавшим не называть свое имя, эта неизвестная компания зарегистрировала китайский лизин под своим собственным брендом, что означает, что она обладает исключительным правом на импорт лизина от этого китайского предприятия. В НКС обратили внимание на то, что процедура регистрации в данном случае прошла очень быстро - всего за два месяца, тогда как обычно на это уходит около шести-восьми месяцев. 

Однако главная проблема, по словам Михнюка, заключается в том, что до того, как данному лизину был дан “зеленый свет”, Россельхознадзор фактически уничтожил всех конкурентов на рынке. «Россельхознадзор ограничил импорт лизина гидрохлорида в Россию в два этапа. В декабре 2017 года ведомство запретило импорт лизина всех китайских производителей. Эти ограничения привели к росту цен на лизин в России», - сказал Михнюк.

После этого - в конце 2019 года и в январе 2020 года - Россельхознадзор также запретил поставки практически всем основным оставшимся некитайским производителям лизина, за исключением Ajinomoto (Франция)*. Эта компания поставляет дорогой лизин и ориентирована в основном на Европу и бразильский филиал компании CJ (Южная Корея), основным рынком которого является Латинская Америка, поэтому в Россию она поставляет небольшие объемы. 

Сейчас Национальный кормовой союз пытается связаться с китайской Eppen и выяснить, готова ли она продавать свой лизин другим импортерам кормовых добавок в России или намерена сохранить эксклюзивность на рынке.

НДС на кормовые добавки: перетягивание каната 

Настоящую головную боль для импортеров в прошлом году вызвали разногласия с Министерством финансов РФ, связанные с ретроспективным доначислением НДС на импортные кормовые добавки за период 2016-2018 гг. За последние несколько лет порядка 20-25% кормовых добавок были импортированы в Россию в режиме льготного налогообложения - импортеры платили 10% НДС вместо стандартных 18%. Регулирование в этой сфере было неоднозначным и содержало определенные пробелы, и стало четким и понятным только в первом квартале 2019 года. 

Между тем Министерство финансов РФ постановило, что в период с 2015 по 2018 годы все кормовые добавки должны были импортироваться в Россию с НДС 18%, а это означает, что импортеры были вынуждены заплатить ретроспективно дополнительные 6 млрд рублей ($90 млн) в федеральный бюджет.

«Это абсурдно, потому что в конце 2018 года было принято постановление, согласно которому кормовые добавки облагались льготной ставкой НДС 10%, что вносило коррективы в первоначальное регулирование, - пояснил изданию Михнюк. - Мы обращались в Министерство финансов, в Министерство сельского хозяйства и в администрацию президента, но не смогли наладить конструктивные переговоры с правительством. Мы полагаем, что этот случай вызывает опасения относительно последовательности политики Министерства финансов в этой области». 

В ноябре 2019 года Верховный суд Российской Федерации поддержал импортеров кормовых добавок, но это привело только к тому, что все дела об уплате НДС в региональных судах были возбуждены импортерами против Федеральной таможенной службы, и здесь до сих пор нет прогресса. По словам Михнюка, проблема заключается в том, что при наличии финансового спора между импортером и Таможенной службой в России импортер должен сначала заплатить, и только потом добиваться справедливости в суде.

Интервенционный фонд важнейших кормовых добавок

Национальный кормовой союз планирует внести предложение о создании интервенционного фонда важнейших кормовых добавок, аналогичного тому, который есть на российском рынке зерна. Идея состоит в том, что правительство закупает определенные объемы важнейших кормовых добавок, без которых ни одно животноводческое предприятие не может эффективно работать. 

Эти объемы могут быть выпущены на рынок для предотвращения сильной ценовой турбулентности – такой, как вызванная пандемией Covid-19. «Мы ожидаем, что создание этого фонда займет не менее года, если наше предложение будет одобрено», - заявил Михнюк. 

В «Глобалвит» считают идею создания подобного фонда хорошей, но вызывающей ряд вопросов. «Кто будет управлять банком и кто будет решать, когда выпускать кормовые добавки на рынок? - усомнился Денисов. - Это поможет смягчить скачки цен, но что, если цены на кормовые добавки на рынке снизятся? В этом случае кому-то придется понести убытки».

Автор: Владислав Воротников, Allaboutfeed.net 
Перевод: SoyaNews


*  с 27 июля 2020 г. Ajinomoto Animal Nutrition Europe также запрещены поставки в РФ
регион: Россия



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика