Все интервью

Гендиректор ФАО: климатические изменения и конфликты — угроза продовольственной безопасности

В Воронеже в среду открывается трехдневная региональная конференция Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), на которую приедет генеральный директор ФАО Жозе Грациану да Силва. Накануне поездки он рассказал ТАСС о повестке дня этого важнейшего мероприятия, приоритетах и задачах ФАО в Центрально-Азиатском регионе и других зонах, включая Сирию, а также о том, каким должно быть сельское хозяйство будущего.


(Источник фото: ФАО)

15.05.2018
Источник: http://tass.ru/
— В Воронеже в ближайшие дни пройдет региональная конференция ФАО для Европы и Центральной Азии. В центре внимания на этой важной встрече — устойчивое сельское хозяйство и гарантии эффективности продовольственных систем в странах Европы и Центральной Азии в условиях климатических изменений. Какое воздействие изменения климата оказывают на сельское хозяйство и какие меры необходимо принимать в этой области?

— Климатические изменения оказывают целый ряд воздействий на сельское хозяйство и продовольственные системы по всему миру. Мы неоднократно становились свидетелями увеличения числа и обострения природных катаклизмов, спровоцированных климатическими изменениями. Так, в Центральной Азии аграрный сектор сталкивается с усилением засухи и повышением температур, тогда как на Балканах стала превалировать проблема цикличных наводнений, чередующихся с засушливыми периодами. Более высокие температуры привели к размножению и распространению насекомых-вредителей, что угрожает урожаям и увеличивает риск для продовольственной безопасности, особенно в наиболее бедных районах.

ФАО работает со многими странами в регионе на самых разных уровнях, чтобы помочь фермерам и сельхозпроизводителям быть менее уязвимыми перед климатическими изменениями, используя новые технологии, засухоустойчивые культуры, эффективные методы управления водными и земельными ресурсами и агроэкологические подходы. Мы также стараемся способствовать тому, чтобы фермеры вносили вклад в охрану окружающей среды, а не занимались только поддержанием собственных хозяйств. ФАО также оказывает поддержку ряду стран в получении доступа к специальным фондам, таким как Green Climate Fund (GCF) и Global Environment Facility (GEF). 

— Мировые лидеры взяли на себя обязательства по борьбе с климатическими изменениями, подписав Парижское соглашение. Какие последствия будет иметь выход их него США?

— ФАО глубоко обеспокоена решением США о пересмотре своих обязательств и поддержки Парижского соглашения, которое было подписано представителями всех стран мира. Наукой неоспоримо доказано, что климатические изменения происходят нарастающими темпами и во многом вызваны человеческой деятельностью, приводящей к повышенному выделению парниковых газов. И это все уже оказало заметное негативное воздействие на глобальные продовольственные системы и безопасность.

Свидетельством этих негативных последствий стали обострение и увеличение числа природных катаклизмов, распространение вредителей и инфекций и установление засушливых сезонов. Соединенные Штаты на протяжении многих лет были в авангарде борьбы с климатическими изменениями, там проводились передовые исследования в этой области, ставшие настоящим достоянием. ФАО выражает надежду, что в свете неоспоримых фактов и сигналов климатического кризиса США смогут пересмотреть свои позиции. 

В этом случае США смогут не только внести значимый финансовый вклад в Green Climate Fund, обеспечивая осуществление проектов 2018 года, но и разделить общую ответственность за смягчение последствий климатических изменений и участвовать в выработке моделей по адаптации к ним.

— Еще один пункт из повестки дня региональной конференции в Воронеже — электронное сельское хозяйство. Что это такое? Насколько важны для ФАО информационные и коммуникационные технологии для развития устойчивых передовых продовольственных систем и интеграции продовольственных рынков?

— "Умное" электронное сельское хозяйство (e-agriculture) означает применение информационных и коммуникационных технологий в сельскохозяйственном секторе, включая все его отрасли: от животноводства до рыбных и лесных хозяйств. Речь идет как о традиционных инструментах коммуникации, таких как мобильные телефоны, радио, телевидение, так и беспилотных аппаратах, которые могут использоваться, например, для обнаружения очагов паразитарных и инфекционных заболеваний, или спутниковых системах, служащих для оценки состояния и увлажненности почв и измерения температуры воздуха. 

Задача ФАО не только пропагандировать использование таких технологий, но и способствовать тому, чтобы эти технологии были доступны всем, особенно небольшим и семейным хозяйствам. Мы стремимся не допустить разрыва и деления на "победителей" и "неудачников" на основе того, насколько доступны новые технологии. 

— Как вы оцениваете прогресс в достижении Целей устойчивого развития в Центральной Азии и какие приоритеты остаются у ФАО в этом регионе?

— Страны Центральной Азии добились большого прогресса в достижении Целей устойчивого развития, но перед регионом стоят важные задачи. Особенно хорошие результаты мы отмечаем в области достижения цели "Нулевого голода". В период с 2005 по 2016 год в Центральной Азии удалось добиться сокращения недоедающего населения — с 12,9% до 8,3%. Тем не менее от недоедания в этом регионе продолжают страдать 5,6 млн человек. Наиболее высокий показатель недоедания в Таджикистане (30,1% от общего населения страдают от недоедания), затем следуют Киргизия (6,4%), Узбекистан (6,3%) и Туркмения (5,5%).

Усилия ФАО в регионе сконцентрированы на укреплении небольших семейных фермерских хозяйств, животноводства, их защите от климатических изменений и кризисов, а также снижении общего уровня бедности, улучшении условий в торговле пищевыми продуктами и интеграции местного рынка, установлении рационального управления природными ресурсами. 

— Еще одна из тем конференции в Воронеже — органическое сельское хозяйство. Что это такое и как современные технологии могут применяться в аграрном секторе?

— Говоря простым языком, органическое сельское хозяйство — это натуральное хозяйство, в котором не используются химикаты ни в виде удобрений, ни пестицидов, а также не используются ветеринарные препараты, генетически модифицированные элементы, облучающие и прочие методики. Ведение такого хозяйства предполагает применение специальных методик по поддержанию долгосрочной плодородности почв и лечению заболеваний и борьбу с вредителями при помощи биологических чистых и натуральных препаратов.

Хотелось бы подчеркнуть, что для развития подобного сельского хозяйства необходимо помимо привлечения новых технологий иметь тщательно разработанное законодательство и систему сертификации органических продуктов. У многих стран региона есть потенциал для развития органического сельскохозяйственного производства, и мы работаем над созданием необходимой регламентационной базы и оказываем непосредственную техническую поддержку.

— Согласно последнему докладу ФАО о голоде в мире впервые за десять лет после прогрессивного падения наблюдается рост числа людей, страдающих от недоедания. В чем причина такого изменения?

— Очень грустно констатировать, что после постоянного снижения на протяжении последнего десятилетия уровня голодающих их число вновь поползло вверх. В 2016 году голод затронул 815 млн человек, что составляет 11% от общего населения планеты. И это на 38 млн человек больше, чем в 2015 году. Это объясняется расширением и приумножением военных конфликтов, а также вызванными климатическими изменениями катаклизмами. К сожалению, предварительные данные указывают на то, что и в 2017 году сохранится тенденция на увеличение числа голодающих людей.

В последнее десятилетие число конфликтов значительно возросло, и они стали более сложными и трудноразрешимыми. 60% всех страдающих от недоедания людей проживают в конфликтных зонах. Воздействие конфликта на продовольственную безопасность может быть как прямым (это разрушение фермерских хозяйств и продовольственных запасов), так и косвенным. Например, нарушение работы системы снабжения продовольствием и продовольственных рынков, что отражается на формировании цен. 

Именно конфликты продолжают быть основной угрозой продовольственной безопасности в 18 странах, 15 из которых находятся на Африканском континенте и на Ближнем Востоке. Более 20 млн человек в Северо-Восточной Нигерии, Сомали, Южном Судане и Йемене находятся в группе риска. Климатические катаклизмы, главным образом засуха, являются основной причиной продовольственных кризисов в 23 странах, две трети которых находятся в Африке, где 39 млн человек живут в условиях острой нехватки продовольствия.

Эти тревожные сигналы требуют от нас применения более широких, чем простая помощь, мер. Недостаточно лечить симптомы, настало время искоренять причины. А они включают такие феномены, как крайняя бедность, отсутствие социальных программ и политики по защите населения, нехватка инвестиций в сельское хозяйство и развитие сельской местности, устаревшие методы ведения хозяйства и общая деградация окружающей среды. Примечательно, что вопросы продовольственной безопасности, процветание сельскохозяйственных регионов, а также обеспечение экономического развития в аграрном секторе и конфликты имеют и обратную зависимость, а именно — решение этих задач и устойчивое сельское хозяйство помогают предотвратить конфликты и служат залогом мирного сосуществования.

— Что ФАО предпринимает в Сирии, разоренной многолетним конфликтом?

— Цифры говорят сами за себя после семи лет кризиса в Сирии. Несколько сот тысяч мужчин, женщин и детей были убиты. Более половины населения страны было вынуждено покинуть свои дома. Около 10 млн сирийцев ежедневно сталкиваются с острой нехваткой продовольствия или им грозит голод, если ситуация не улучшится в ближайшее время.

Роль сельского хозяйства в Сирии в прошлом, настоящем и будущем сложно переоценить. Конфликт крайне негативным образом отразился на аграрном секторе страны. ФАО исчисляет общую сумму ущерба и потерь отрасли с момента начала конфликта в $16 млрд. Несмотря на происходящее, многие фермеры продолжают вести хозяйство, растят пшеницу, сажают овощные культуры, разводят скот, и производство продовольствия продолжается. Разумеется, это происходит в крайне тяжелых условиях, что требует международной поддержки.

ФАО и ее многочисленные партнеры продолжали работать в разных частях Сирии на протяжении всего времени конфликта, чтобы поддерживать сельхозпроизводителей, оказывая прямую помощь более чем 3 млн фермеров, которые обеспечивались высококачественным посевочным материалом, удобрениями. Только в прошлом году благодаря нашим программам сирийские фермеры сумели собрать урожай пшеницы, чтобы прокормить 1,7 млн человек в год. 50 тыс. хозяйств смогли продолжать выращивать овощи для пропитания своих семей и снабжения местных рынков. Кроме того, около 200 тыс. человек участвовали в финансируемых ФАО программах, которые предполагали прямое выделение средств на приобретение продовольствия, восстановление пострадавшей сельскохозяйственной инфраструктуры и снабжение продуктами местных и национального рынков.

Мы также самым тесным образом работаем с Россией над разработкой программ по оказанию помощи в ближайшие месяцы более чем 60 тыс. хозяйств в районе Алеппо, которые сильно пострадали от конфликта. Эта программа позволит им восстановить производство для обеспечения продовольствием не только собственных семей, но и других жителей, а также сохранить животноводство, которое является жизненно важным источником продовольствия, дохода и благополучия. Эти действия окажут положительный эффект на местную экономику, способствуя снижению бедности и переходу на самообеспечение продовольствием.

— В ХХ веке, в эру индустриализации и урбанизации, сельское хозяйство стало считаться если не чем-то отсталым, то бесконечно устаревшим. Сегодня, в век цифровых технологий и виртуальной реальности, сельское хозяйство вернуло себе ведущее место в мировой повестке дня, всем стало совершенно ясно, что оно необходимо для выживания человечества. Каким вы видите будущее сельского хозяйства и каким станет сельское хозяйство будущего?

— До сих пор мир производит продовольственные товары, основываясь на принципах Зеленой революции (комплекс изменений в ведении сельского хозяйства в послевоенный период, приведший к значительному увеличению мирового сельхозпроизводства — прим. ТАСС). Это производство во многом опирается на неоправданно затратную и активно использующую природные ресурсы фермерскую модель, несущую негативные последствия для окружающей среды. В результате качество почв, лесов, воды и воздуха значительно снижается.

Такой подход к наращиванию производства любой ценой тем не менее не привел к искоренению голода, хотя на сегодняшний день мы производим более чем достаточно, чтобы прокормить всех жителей планеты. К тому же мы наблюдаем глобальное эпидемическое распространение ожирения. Такое положение дел неприемлемо, мы дошли до переломного момента. Нам пора менять подходы к производству и привычки в потреблении продовольствия. Нам необходимо выстраивать прогрессивные продовольственные системы, которые предполагают производство здоровых и питательных продуктов при уважении и защите окружающей среды. И речь здесь идет не только об индивидуальной переоценке подходов к питанию или способам производства, но и о реформе институтов, которые поддерживают функционирование существующих продовольственных систем.

В первую очередь необходимы инвестиции в сельское, рыбное и лесные хозяйства, а также затраты на исследование и разработку моделей развития. Это необходимо для создания новых устойчивых производственных систем с применением новых технологических рациональных и сберегающих методик. В свою очередь, это позволит фермерам, экосистемам и людям адаптироваться и смягчить последствия климатических изменений и отвечать как специфическим нуждам той или иной страны, так и глобальным задачам.

Беседовала Вера Щербакова






Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика