Все интервью

Интервью с Аркадием Злочевским, президентом Российского Зернового Союза

13.08.2010
Источник: SoyaNews
Президент Российского зернового союза Российской Федерации Аркадий Злочевский родился 26 февраля 1959 года в городе Владимире. За время своей трудовой деятельности Аркадий Леонидович попробовал себя в различных ипостасях, от водителя до инструктора турбазы. Кроме этого  будущий президент РЗС играл в различных вокально-инструментальных ансамблях, одним из таких была группа «Экипаж». Он написал рок-оперу «Садко», которую, в 1980 году, поставили в театре под управлением Вячеслава Спесивцева. В 1990 году Аркадий Злочевский окончил Московский государственный институт культуры по специальности «руководитель-дирижер оркестра».

В 1994 году Злочевский становится председателем совета директоров Российского зернового союза. Для повышения квалификации Злочевский поступает на специальность «управляющий агробизнесом» в Высшую школу бизнеса имени Джона Кеннеди Гарвардского университета, в городе Бостон, США. 

В 2000 году Аркадий Злочевский назначается на пост руководителя Департамента регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза Российской Федерации. В 2002 году стал президентом Российского зернового союза, пост который занимает и сегодня.

SN: Какие направления деятельности являются приоритетными для Российского Зернового Союза на сегодняшний день?
 
Российский Зерновой Союз ставит своими целями развитие и стабильное функционирование зернового рынка России, повышение экономической эффективности производства, переработки и реализации зерна и зернопродуктов, содействие росту производства и сбыта зерна и продуктов его переработки, повышению их качества, конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

Союз осуществляет защиту и представительство интересов членов РЗС в органах власти и других структурах, осуществляет в этих целях комплекс различных  мероприятий на федеральном и региональном уровнях, оказывает информационную, консультационную, правовую поддержку членов РЗС.

Вся наша деятельность направлена на создание необходимых правовых, экономических и других условий для наиболее эффективной деятельности и взаимодействия участников зернового рынка на внутреннем и мировом рынке. Мы также не забываем про развитие научно-технического прогресса в области производства, хранения, переработки зерна, инфраструктуры зернового рынка и повышения деловой культуры участников зернового рынка, соблюдения ими правил торговли и этических норм. Союз оказывает содействие в подготовке и повышении квалификации профессиональных кадров для организаций - участников зернового рынка, проводит различные обучающие мероприятия
Мы много внимания уделяем вопросам регулирования сельскохозяйственного рынка, в том числе и таможенно-тарифного регулирования. Работаем для этого с Федеральной службой по тарифам, Комиссией по таможенно-тарифной политике при Викторе Зубкове, и добились многих позитивных результатов. 

Так, именно по предложению Союза введен понижающий коэффициент 0,5 на перевозки сибирского зерна на дальность свыше 1100 километров в направлении дальневосточных портов и погранпереходов. Сейчас мы добиваемся того, чтобы этот коэффициент применялся с нулевого километра в направлении дальневосточных портов и погранпереходов и с 1100 – в направлении наших южных портов. Это только один пример такого взаимодействия. Мы занимались и не свойственными, казалось бы, Союзу проектами: именно по нашему предложению были введены квоты на импорт мяса в Россию. Мы посчитали, что развитие животноводства в перспективе даст нам рост внутреннего спроса на зерно. 
 
Российский Зерновой Союз предлагает совершенствовать механизмы госрегулирования зернового рынка, разработать большой комплекс мер, которые дали бы возможность государству гибко «настраивать» аграрные рынки, исходя из конкретной ситуации. Так, РЗС совместно с Минсельхозом разработал систему реформирования системы интервенционных закупок. Мы считаем, что рынку нужна система залоговых закупок зерна, а интервенции должны проводиться с использованием механизма минимальных закупочных цен, как это происходит в Европе и Америке. Пока этому мешает законодательство, нужны  поправки. 

SN: Существуют ли проблемы в сфере внутренних перевозок соевого шрота, бобов?

Соя и соевый шрот попадают под 50% скидку на внутренние логистические перевозки. Все, что возится на дальность свыше 1100км, будь то зерно или бобовые, имеют подобную скидку в РЖД. Дальневосточные порты также участвую в этой госпрограмме, связь между ними и железнодорожными компаниями России отлажена и работает.

SN:  Россия вступила в Таможенный Союз с Белоруссией и Казахстаном. Отразится ли это на зерновом рынке России?

Есть небольшие проблемы, связанные с техническим регулированием. На данный момент проходят переговоры с Казахстаном по сертификации зерна, и с белорусской стороной по радиационному фону. В скором времени технический регламент станет единым для всех стран Таможенного Союза, достижение договоренностей волнует всех и выгодно также всем. 

SN: Какова доля соевых компаний в Зерновом Союзе?

Конечно, в Союзе есть переработчики зерна, зернобобовых культур и сои, в том числе. 

Производители же сои в основном концентрируются в Амурской области, есть и в других регионах – Алтайский край, Кубань. Амурские  производители фактически отделены от остальной части России, обособленно работают по отлаженной системе, основные объемы сои присутствуют именно в этом регионе. Можно сказать, что амурчане «варятся в собственном соку», и в работе РЗС не участвуют. Однако мы рассчитываем на то, что в будущем мы начнем работать совместно, так как интересы производителей сои не чужды Российскому зерновому союзу.

SN: Происходит ли какое-либо лоббирование РЗС интересов компаний, работающих с соей на российском сельскохозяйственном рынке?

Да, безусловно. Среди приоритетных сторон развития рынка в РФ присутствует наращивание производства сои. Мы стараемся выработать определенные рычаги стимулирования режима выращивания сои в России.
Со временем некоторые культуры уходят на второй план, снижается  их производство. На сегодняшний день это ячмень и пшеница. Структура посевных площадей за 2010 год изменилась на 20%, во многом потому, что переориентация на посев сои и рапса рекомендована Минсельхозом РФ. В последующие годы подобный подход получит свое продолжение, рынок подсказывает сам руководству страны, как действовать в его интересах.

SN: Работаете ли Вы в направлении развития агрострахования зерна и масличных в России, в частности соевой культуры?

Мы не разделяем для себя страхование сои и других культур. Правила едины, над ними работа идет как раз на данный момент. Проходит экспертиза и подписание заключения по новому законопроекту об агростраховании в России. Минсельхоз собирается в ближайшее время вносить его на рассмотрение в Госдуму.

Изъянов, к сожалению, в существующей системе достаточно много. Для крестьян страхование не дает никаких гарантий, и поэтому невыгодно страховать посевы: деньги вкладываются, а страховая компания всегда находит лазейки, чтобы не платить. Сегодня меньше 20% посевных площадей на территории России застраховано. Мы рассчитываем, что с принятием нового закона об агростраховании мы будем иметь не меньше 30% застрахованных посевных площадей.  
Проблема же со страхованием сои именно в том, что, если данная культура не произрастает на какой-то территории  в течение пяти лет, то ее страховать не будут. В новом законе по агрострахованию данная проблема будет решена.

SN: Каков Ваш прогноз по урожаю зерна и кормовых культур на сезон 2010/2011 в России, учитывая аномальную засуху?

Естественно, засуха повлияет на урожай сельскохозяйственных культур в этом году. Прогноз 65-58 млн. тонн. Также есть рекордный запас зерна, 24 млн. тонн, что позволит не приостанавливать экспорт, несмотря на аномальную жару, которая губит посевы в ряде областей.

Конечно, у АПК будет сложный сезон. В частности, у тех, кто занимается КРС, будет проблема с кормами, но это не значит, что потери среди скота будут большие. На свиноводстве и птицеводстве погода отразится еще в меньшей степени. Главное - создать условия для животных, при которых они будут меньше всего страдать из-за погоды.

SN: Оправдывает ли РЗС свое 16-летние существование? Была ли изначально при создании Союза поставлена какая-либо «планка достижений»?

Мы всегда собой недовольны, по-другому нельзя. Но это не значит, что нами недовольны члены Союза. Продуктивнее быть самокритичными. В активе Союза много достижений, это и отмена запретов на вывоз зерна из регионов, и льготные ставки по налогообложению, и большая работа по таможенно-тарифному регулированию. Их много.

Важным по сей день остается дело, а не медали, за него полученные. Хотя и медали есть.

SN: Вам удалось поработать при разных властях, какие изменения произошли в РЗС и в сельском хозяйстве России за эти годы?

Я работаю в РЗС с 2002 года, а в Союзе - с 1994, я председатель Совета Директоров с момента основания. С 1990-х годов изменилось много. В первую очередь изменились отношения Союза с органами власти. Сначала нас никто не видел и не слышал, потом - не хотели слушать, но приходилось. Решения принимались не из-за нашего влияния, рынок сам стал влиять на власть.

Сегодня же мы работаем в режиме постоянных, очень активных консультаций, существуют тесные связи между органами государственной власти и Союзом, что означает  постоянную выработку решений совместно с Минсельхозом, другими ведомствами. Улучшать работу сельскохозяйственного сектора в России невозможно как без развития рыночной экономики, так и без активного государственного регулирования. 

РЗС выражает интересы членов Союза, мы доносим плюсы и минусы до государственного аппарата. На сегодняшний день аграрная политика работает в тандеме с сельхозпроизводителями.

SN: Под конец вопрос личного характера. Аркадий Злочевский, президент Российского Зернового Союза, любит свою работу?
 
Председателем совета директоров РЗС я являюсь с 1994 года. Конечно, я бы предпочел вообще не работать. Как и все мы, выбор мой пал бы на отдых и путешествия. 

Скажем так, мне работать в Союзе комфортно, это активная динамичная структура. В РЗС есть чем заняться и куда приложить усилия. Назвать эту работу обожаемой не могу, в прошлом я все-таки музыкант, и душой остался в музыке целиком.

Назвать свои планы на ближайшие пять лет не могу, поживем - увидим. Загадывать не стоит, как фишка ляжет. Главное нужно помнить, что жизнь слишком коротка, нужно жить каждой минутой и получать удовольствие от нее.






Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика