Комиссия РСПП подготовит рекомендации по импортозамещению на рыбном рынке
Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре обсудила влияние санкций на состояние рыбного рынка и возможности по импортозамещению, а также сдерживанию роста цен на рыбопродукцию.
03.09.2014
Источник: http://fishnews.ru/
28 августа состоялось внеочередное заседание комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, посвященное состоянию и перспективам развития российского рыбного рынка в связи с принятием отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Как сообщает корреспондент Fishnews, в заседании приняли участие представители регулирующих органов, рыбопромышленных предприятий и ассоциаций, компаний оптовой и розничной торговли.
В условиях запрета на импорт торговые сети активно прорабатывают возможности поставок рыбы из других стран, а также рассматривают варианты замены по отдельным позициям, попавшим под санкции, рассказала директор по качеству X5Retail Group N.V. Светлана Чебарова. Например, в качестве альтернативы норвежскому лососю рассматриваются поставки из Чили и Фарерских островов, а внутри страны – мурманская семга и карельская форель.
Как заявляют ретейлеры, с момента вступления в силу постановления правительства № 778 к ним поступали уведомления от поставщиков о повышении цен на отдельные виды рыбопродукции, прежде всего по лососевым, красной икре и мойве. По результатам тендера, проведенного 26 августа, отмечены предложения с увеличением цены по мойве жирной мороженой – на 22%, по свежемороженому филе пикши - на 22%, по горбуше – на 9%, по треске потрошенной – на 2%. Как ни странно, дорожает и продукция стран, в отношении которых никаких запретов не вводилось: по филе тиляпии (КНР) рост составил 27%, по филе пангасиуса (Вьетнам) – 10%.
В свою очередь переработчики поинтересовались причиной роста отпускных цен на горбушу. «Я бы не связывал увеличение цены на отдельные виды лососей с введением санкций», – заверил министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын. – «На сегодняшний день Камчатка выловила около 125 тыс. тонн лосося, из них по горбуше Западной Камчатки освоено всего 7 тыс. тонн при прогнозируемом объеме 45 тыс. тонн и ожидаемом – порядка 70 тыс. тонн. Рыба не подошла, и объемы взяты минимальные. Момент уменьшения объемов вылова фактически совпал с моментом введения санкций. Мы ожидали, что будут подходы 10-12 августа, их не случилось, соответственно цена пошла вверх по объективным причинам».
Чтобы перерабатывающие предприятия не оказались между молотом и наковальней, столкнувшись с одной стороны с удорожанием и дефицитом сырья, а с другой – с запретом государства повышать цены, участники заседания решили рекомендовать регулирующим органам, осуществляющим мониторинг ситуации на продовольственном рынке, учитывать изменение цен на сырье. Между тем, по данным Росстата, в августе после принятия запретительных мер индекс потребительских цен на рыбу мороженую неразделанную еженедельно рос на 0,1–0,3%. «Прогнозируются перебои с поставками мойвы, возможно скумбрии, хека и сельди. По икре лососевой, поскольку закрыты Канада и США, прогнозируется повышение цен в сентябре-октябре порядка 25%», – указала Светлана Чебарова.
Потенциал по замещению дефицита на рыбном рынке силами российских рыбоводов оценил председатель правления Ассоциации «Росрыбхоз» Василий Глущенко. По его словам, темпы развития аквакультуры в нашей стране позволяют надеяться, что уже в этом году форелевые хозяйства закроют примерно половину потерь для рынка, которые оцениваются в пределах 20 тыс. тонн.
«На следующий год потребность по форели будет удовлетворена полностью. Форелеводство развивается высокими темпами на северо-западе страны – в Республике Карелия, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Мурманской областях. У предприятий есть хорошие возможности увеличить объемы», – отметил он.
Мурманские аквафермеры рассчитывают поставить в этом году в торговую сеть порядка 22 тыс. тонн семги, однако полностью заменить норвежский импорт в прежнем объеме в ближайшие годы нереально, уверены в Росрыбхозе.
В качестве мер поддержки рыбоводов ассоциация предлагает обнулить ввозные пошлины на посадочный материал и оборудование для садкового выращивания атлантического лосося, которое не производится в России. Кроме того, в рамках государственно-частного партнерства необходимо построить завод для производства смолта и поддерживать разработку и выпуск отечественных комбикормов для хищных рыб.
Говоря об изменениях в структуре рыбного рынка, председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев обратил внимание на рост импортных поставок мороженой рыбы. За последний год их объем увеличился с 450 до 510 тыс. тонн, в то время как поставки охлажденной рыбы снизились – еще до введения санкций – на 34%.
«Мнение о том, что в Россию якобы ввозится в качестве импорта готовая продукция, продукция с высокой добавленной стоимостью, продукция глубокой переработки не соответствует действительности. Основной объем рыбного импорта – 51% – это мороженая рыба, которая используется в качестве продовольственного сырья и является прямым конкурентом для мороженой рыбы, добываемой российскими предприятиями Северного бассейна и Дальнего Востока», – заявил он.
До ограничительных мер рыбопродукция из стран, попавших под запрет, занимала 15% общего объема внутреннего рынка и доминировала в сегментах охлажденной рыбы - 60-70%, мороженой мойвы - свыше 50%, креветок - около 50%, продовольственного сырья для производства продукции из сельди и скумбрии - 45% и минтаевого сурими - 70%. По словам Германа Зверева, российские предприятия в состоянии обеспечить в течение года импортозамещение в сегменте продовольственного сырья для производства продукции из сельди, скумбрии и лосося, креветки и сурими. Не предвидится проблем и с филе, уровень производства которого в 2013 г. достиг 108 тыс. тонн.
Незащищенным остается сегмент охлажденной рыбы (в первую очередь, лососевых) и мороженой мойвы. Запрет импортных поставок в обоих случаях приведет к снижению предложения на 50%.
В целом комиссия РСПП достаточно оптимистично оценивает возможности отечественных предприятий по импортозамещению. Однако серьезным препятствием для увеличения поставок российской рыбы на внутренний рынок остаются административные барьеры как при осуществлении пограничного контроля на промысле, так и при оформлении ветеринарных сопроводительных документов на продукцию из водных биоресурсов, а также сложности с организацией доставки рыбы с Дальнего Востока в другие регионы России.
«Начиная с прошлого года, мы наблюдаем тенденцию, которая выражается в отходе от принципа повышения эффективности контроля государства непосредственно в рынке на основе анализа рисков и контроля продукции и возвращение к так называемому дорыночному контролю, который основывается на получении тех или иных разрешительных документов», – рассказал участникам заседания координатор экспертной группы по преодолению административных барьеров и техническому регулированию Консультационного совета по иностранным инвестициям Дмитрий Третьяков.
По его словам, недавно принятый Минсельхозом приказ № 281 по оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов, в том числе в электронном виде, существенно осложнит работу предприятий на территории Российской Федерации и приведет к весьма значительным дополнительным издержкам. Причем эта проблема будет характерна не только для рыбной отрасли, но и для всех остальных секторов производства, оборота и продажи пищевой продукции.
«Мы сейчас говорим о ветеринарной сертификации в бумажном виде, поскольку рекламируемая ветсертификация в электронном виде находится даже не на стадии пилотного проекта, а на стадии проектной разработки Россельхознадзора и не применяется ни в одном хозяйствующем субъекте на территории Российской Федерации. По сути вся ветеринарная сертификация будет осуществляться в бумажном виде, а не в электронном», – подчеркнул эксперт.
Расширение перечня продукции, на которую необходимо будет выписывать ВСД, станет тяжелым бременем для всех участников продовольственного рынка. Затраты будут умножаться на каждой стадии перемещения продукции вплоть до торговой сети. «Отрасли, которые никогда не участвовали в оформлении ветеринарно-сопроводительных документов, пока не понимают масштабности последствий с момента вступления приказа в силу», – считает Светлана Чебарова. – «Этим компаниям будет необходимо заключить договоры с субъектовыми ветеринарными службами, посадить ветеринарных врачей у себя, оборудовать им рабочие места, закупить технику, сейфовые шкафы и т.д.».
По расчетам ретейлера, согласно утвержденной Минюстом редакции приказа только для розничной торговли потребуется порядка 20 тыс. ветеринарных специалистов. «Текст приказа предусматривает наличие этих специалистов на каждом торговом объекте. Мы понимаем, что это невозможно, – констатировала Светлана Чебарова. – Что с небольшими магазинами, с индивидуальными предпринимателями? Это значит опять нагрузка на малый бизнес. А в деревнях, где все в одной точке продается? Об этом никто не думает?».
Представитель X5Retail Group N.V. озвучила примерные затраты торговой сети после вступления в силу приказа в марте 2015 г. «Сейчас по факту наша компания платит более 500 млн. рублей за бумагу – на выписку и оформление ВСД. Учитывая, что ассортиментный перечень увеличивается, это будет свыше 3 млрд. рублей – только для одной компании, – заявила она. – Мы потратим эти деньги на бумагу – на право поставки товара в свои собственные магазины со своих же собственных складов, просто за перемещение».
«Документ, о котором сегодня говорили, не проходил в принятой редакции ни процедуру оценки регулирующего воздействия, ни антикоррупционную экспертизу, он не был размещен для публичного обсуждения и т.д. Не очень понятно, каким образом он появился», – уточнил позицию директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин.
Он попросил членов комиссии провести примерный расчет издержек по рыбной отрасли после вступления в силу приказа, поскольку в настоящее время департамент готовит обращение в Минсельхоз с просьбой внимательно проанализировать возможные риски и эффекты с учетом сложившейся ситуации с ограничением импорта продукции, и такой анализ будет способствовать продолжению дискуссии.
«По поводу данного документа было направлено свыше 30 обращений в адрес Минэкономразвития, Правительства, администрации Президента и Минсельхоза. Некоторые коллеги, абстрагируясь от колоссальных издержек, которые абсолютно необоснованно понесет отрасль, говорят о логистическом коллапсе. Есть отрасли, которые, даже заплатив эти деньги, технически не в состоянии выполнить все требования, однако обязаны это делать. Например, нестационарная торговля. Вопрос стоит не о том, сколько это в итоге стоит производителю или конечному потребителю, а в том, насколько это возможно в принципе», – предостерег отраслевое сообщество Дмитрий Третьяков.
Директор департамента Минсельхоза Евгений Кац отметил быструю реакцию профильной комиссии РСПП на ситуацию. «Позиция понятна. В наших условиях меры должны быть разными: как снятие административных барьеров, так и государственная поддержка, усиление взаимодействия добытчиков и переработчиков на уровне бизнеса, решение вопросов техрегулирования», – подчеркнул он.
«Мы подготовим согласованную позицию нескольких комиссий РСПП – по рыбному хозяйству и аквакультуре, по агропромышленному комплексу, по торговле и потребительскому рынку, которую до 10 сентября представим на утверждение президенту РСПП Александру Шохину для направления в органы государственной власти», – подвел итоги заседания Герман Зверев.
регион:
Россия