Деньги смоет

Наводнение в Приамурье может оказать катастрофическое воздействие не только на повседневную жизнь жителей и экономику дальневосточных регионов.
20.09.2013
Источник: http://www.rosbalt.ru/
Его последствия могут сказаться на сельхозпроизводстве Ленинградской области, которое, по словам участников рынка, и без этого переживает не лучшие времена. Петербургские покупатели этого пока не ощущают, но стабильность не может продолжаться вечно, уверены производители продовольствия 47 региона.

По информации гендиректора межрегионального объединения работодателей агропромышленного комплекса Северо-Запада Вячеслава Шаварова, ущерб сельскому хозяйству Дальнего Востока оценивается в 3 млрд рублей. "Государство будет направлять ресурсы, прежде всего, туда", — предположил он. Такое перераспределение средств негативно скажется на сельском хозяйстве 47 региона.

На этом фоне представители сельскохозяйственной отрасли Ленинградской области — производители молока, овощеводы и животноводы - обнародовали открытое письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева. "У нас создается впечатление, что к вам не пропускают информацию о действительном положении дел в сельском хозяйстве, особенно на Северо-Западе России, — говорится в послании. — С большим сожалением мы вынуждены констатировать, что сегодня практически все сельхозпредприятия-участники проекта "Развитие АПК" находятся в тяжелейшем финансовом положении. И причина этого не столько климатические катаклизмы, сколько политика, которую в последние годы проводит правительство России по отношению к сельскому хозяйству вообще и северо-западным регионам особенно".

Претензии у аграриев несколько. Одни носят стратегический характер, другие — тактический. Россия не поддерживает свое сельское хозяйство так, как это делают в зарубежных странах. Производители ссылаются на данные организации экономического сотрудничества и развития, согласно которым государственная прямая и косвенная поддержка сельского хозяйства в 2011 году в Японии составила 52% от совокупной рыночной стоимости сельхозпродукции, в Канаде — 15%, в США — 8%, в ЕС — почти 17,5%, в Норвегии — 57%.

"Нам же приходится в трудные годы компенсировать недостаток оборотных средств исключительно привлечением кредитов, — вздыхают представители агрофирм. — Под разговоры чиновников об увеличении господдержки ее объем на самом деле уже в 2013 году сократился, ведь Минсельхоз просто не принимает заявки регионов на субсидирование ставок по кредитам или месяцами их не рассматривает".

"Также отменены льготы на покупку горюче-смазочных материалов — раньше они составляли до 30%. А обещанные компенсации роста цен на зерно и комбикорма аграрии ждут с апреля", — отметил Вячеслав Шаваров. Многие подозревают, что федеральных денег областные сельскохозяйственные предприятия в этом году могут не получить. Между тем из-за роста цен на зерно животноводы потеряли 6 млрд рублей.

Отметим, что среди авторов обращения к Медведеву оказались и руководители нескольких областных птицефабрик, в том числе и лидеров рынка. Это, на первый взгляд, странно. Ведь Ленобласть давно "по яйцам впереди России всей" — лидирует по объемам производства этого вида продукции (порядка 3 млрд яиц в год), многие предприятия провели в прошлые годы комплексную реконструкцию, закупили зарубежное оборудование. В итоге обогнали Москву и Московскую область. В 1990 году в столице и области производилось 4 млрд яиц в год, в 47 регионе — 1,8 млрд. Впоследствии в Москве и области производство упало до 400 млн, а в Ленобласти выросло до 3,2 млрд яиц в год.

В общем, казалось бы, живи да радуйся. Тем более, что у поставщиков яиц — в отличие от производителей свинины или говядины — на городских прилавках конкурентов нет. Потребитель выбирает между отечественными и отечественными.

Однако на самом деле птицеводческое хозяйство 47 региона весь последний год работает в убыток. Цены для конечного потребителя остаются стабильными, а расценки, по которым продукцию с фабрик сбывают магазинам, и вовсе упали на 20%. "Сейчас один килограмм натуральной белковой массы (15 яиц по 65 граммов) стоит в три раза дешевле "кило" якобы свежего мяса, которое пропитано всякой химией", — возмутились на одной из птицефабрик.

Понятно, что потребители радуются — "хоть какой-то островок стабильности — не дорожает самый доступный белок", — а многие и вовсе полагают, что птицеводам надо не сетовать на судьбу, а энергичнее "крутиться".

"Поймите, в нашей отрасли богатых людей нет. Живем от зарплаты до зарплаты и радуемся, что есть рабочие места". — сетует гендиректор птицефабрики "Приморская" Юлия Фалалеева. По словам птицеводов, корма составляют 70% себестоимости яйца. "Чтобы было понятно для простых покупателей: курицы отходы не едят. Их надо кормить качественным зерном. В прошлом году оно стоило 6 тыс. рублей за тонну, а потом цена подскочила до 11,5-12,5 тыс. рублей за тонну. Сейчас пшеница нового урожая дешевле, но все равно это 8,5 тыс. рублей за тонну. Было решено, что федеральный бюджет дотирует производителей. Планировалось, что деньги поступят в апреле, потом речь шла про июль. Но уже сентябрь, а дело так и не двигается. А курице не объяснишь, что есть проблемы с деньгами. Хочешь не хочешь, но надо сделать так, чтобы каждая получила свои 126-130 грамм корма в день. И на работниках не сэкономишь, ведь за животными надо ухаживать каждый день. В общем, сейчас получается так, что я занимаюсь не курицами, а биржевыми сделками в кредит. Рабочий день начинается с того, что просматриваю цены на зерно, а в течение дня общаюсь с кредиторами. Слава богу, в суд никто не идет, но штрафные санкции выставляют", — поясняет Юлия Фалалеева.

Такой выход как повышение цен областные производители не рассматривают — мол, торговые сети не позволяют. Некоторые предполагают, что ситуация разрешится даже не скачком цен, а уходом с рынка многих его участников и появлением яичного импорта. Мол, "китайцы умеют синтезировать белок даже из минералов".

"Крупнейшие предприятия области пока могут компенсировать затраты и не повышать цены за счет больших объемов продукции. Но для того, чтобы фирма могла развиваться, брать кредиты, ее рентабельность должна быть на уровне 25-28%. А в Ленобласти у самых успешных птицефабрик она составляет 11-12%, причем с учетом субсидий от государства, у остальных рентабельность минусовая", — пояснил член общественной палаты региона Юрий Трусов. Он предположил, что с рынка постепенно будут уходить мелкие фабрики, а это не является благоприятным фактором для развития конкуренции. Значит, и цены могут вырасти.

В общем, получается, что "яичное" благополучие потребителя держится на весьма зыбкой почве. Но основы этой неустойчивости были заложены самими предприятиями с их тягой к гигантомании. Модернизация и наращивание производства проводилось на заемные средства. Причем, этому немало способствовало и государство, обещая субсидии. В итоге отрасль, которая до сих пор считалась флагманом сельского хозяйства не только северо-западного региона, но и России, оказалась не способна справиться с проблемами самостоятельно. А ответить как всегда придется покупателям — либо кошельком, либо здоровьем.



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика