Кормовые бобы и семена рапса в рационе коров

По количеству сырого протеина, полученного с 1 га, кормовые бобы не уступают таким зернобобовым культурам, как горох, вика, люпин. Из отечественных сортов нового поколения хорошо зарекомендовали себя Исток, Мария и Узуновский, выведенные на Московской селекционной станции ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса.
11.02.2011
Источник: Журнал "Комбикорма"

В настоящее время с ростом интенсификации живот­новодства все более актуальным становится вопрос обе­спечения животных энергией и протеином. Многие годы семена зернобобовых культур, в частности кормовых бо­бов и рапса рассматриваются как возможный источник пополнения белка в рационах животных. По количеству сырого протеина, полученного с 1 га, кормовые бобы не уступают таким зернобобовым культурам, как горох, вика, люпин. Из отечественных сортов нового поколения хорошо зарекомендовали себя Исток, Мария и Узуновский, выведенные на Московской селекционной станции ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса. По урожайности зерна (максимальная — 49 — 53,6 ц/га) эти сорта не уступают сортам зарубежной селекции. При скармливании бобов жвачным животным переваримость протеина достигает 90% (BurgstallerJ., 1986). Биологическая ценность белков кормовых бобов зависит от их аминокислотного состава и составляет в среднем 59% (Харьков Г.Д. и др., 2008; Petersen U., Schulz E., 1980). Лимитирующим фактором являются незаменимые аминокислоты метионин и трип­тофан. Установлена значительная корреляционная зави­симость между содержанием метионина и биологической ценностью протеина (г=0,91), между уровнем усвояемого метионина и истинной переваримостью протеина (г=0,98), а также коэффициентом использования протеина (г=0,82) (Pastuszewska В., 1984).

Основная причина, сдерживающая использование кор­мовых бобов в кормлении животных, — наличие анти­питательных веществ. Больше всего в них содержится таннинов. Таннины обладают дубящими свойствами и ха­рактерным вяжущим вкусом, Дубящее действие основано на их способности образовывать прочные связи с белками, полисахаридами и другими биополимерами (Зефиров А.С. и др., 1995), что отрицательно влияет на животных — замедляется их рост, они хуже переваривают белки и сухое вещество, у них снижается метаболизм энергии (Фицев А.И. и др., 2007; Hanraham Т., 1987).

Другой источник энергии и белка — высокоэнергетиче­ские семена рапса. Они содержат до 45% жира и до 25% сырого протеина с достаточно высокими коэффициента­ми переваримости — 84,4—93,4%. Масло рапса с низким количеством кислоты хорошо сбалансировано по составу, в нем мало насыщенных и умеренное количество полине­насыщенных жирных кислот. В этом масле содержатся 55—63% олеиновой и 19—20% линолевой кислот, а также природные антиоксиданты — токоферолы (Шпаков А.С, Фицев А.И. и др., 2004).

Кормовая ценность семян рапса определяется химическим составом этой культуры и зависит от сорта и содержания в ней антипитательных веществ — глюкожозинолатов и эруковой кислоты. В настоящее время выведены безэруковые сорта.

При неконтролируемом потреблении животными этих антипитательных веществ наблюдается ухудшение про­дуктивности, нарушение процессов пищеварения, плохая оплата корма продукцией, снижение метаболизма мине­ральных веществ. Глюкозинолаты сами по себе неактивны, но при определенных температуре и влажности под действием фермента мирозинады они гидролизуются, образуя токсические соединения.

Кормовые бобы богаты углеводами (до 60%), основную часть из которых (до 42%) представляет крахмал. Кормо­вые бобы всех сортов, приведенных в таблице 1, содержат таннины, максимальное их количество отмечается в сорте Узуновский, минимальное — в сорте Исток. В целом по со­ртам уровень таннинов невысокий — не более 0,4%.

Таблица 1. Химический и аминокислотный состав кормовых бобов, г/кг

В наших исследованиях была изучена питательная цен­ность концентрата, содержащего семена рапса и кормовые бобы, при скармливании его КРС в составе рациона.

Для устранения отрицательного влияния на животных антипитательных веществ семена рапса и кормовые бобы обрабатывали на пресс-экструдере КМЗ-2У. Исследова­ния по изучению эффективности использования опытного концентрата для лактирующих коров проводили на Мо­сковской селекционной станции. Концентрат состоял из зерна ячменя (60%), семян рапса (15%) и кормовых бобов (25%). Контролем служил стандартный комбикорм К60-1. В предварительный период коров кормили рационом, при­нятым в хозяйстве. Состав и питательность опытного и кон­трольного рационов представлены в таблице 2.

Количество потребленного сухого вещества было прак­тически одинаковым в обеих группах, однако прослеживалась тенденция снижения поедаемости корма животными опытной группы. Содержание обменной энергии в рацио­не коров, получавших опытные концентраты, было выше на 4,3% контроля. Уровень сырого протеина в рационах коров опытной и контрольной групп существенно не раз­личался, количество сырой клетчатки в рационе животных опытной группы было на 18% меньше, а сырого жира на 14,3% больше, чем в контрольной группе.

На фоне научно-хозяйственного опыта были проведе­ны физиологические исследования по изучению влияния концентратов на переваримость, баланс и использование питательных веществ рационов и энергии (табл. 3). Перева­римость питательных веществ, за исключением жира, была выше в опытной группе, животным которой скармливали опытный концентрат. Его использование в рационе коров способствовало увеличению переваримости сухого веще­ства на 7,6%, сырого протеина на 3,1%, сырой клетчатки на 11,8%, БЭВ на 5,1%, органического вещества на 5,7% и уменьшению переваримости сырого жира на 10,8%.

Таблица 2. Рационы коров

Таблица 3. Переваримость питательных веществ рационов

Использование энергии зависело от вида применяемого концентрата в рационах и было различным по группам. Так, коровы опытной группы потребляли обменной энер­гии с рационом на 4,5% больше, чем животные контроль­ной группы, что обусловлено лучшей переваримостью питательных веществ. Количество энергии, выделенное с молоком, было максимальным у коров опытной группы (на 10,7%). Во время эксперимента животные опытной группы в сутки потеряли 478 г живой массы, контроль­ной — 589 г. Следовательно, молоко было получено не только благодаря использованию питательных веществ рационов, но и за счет тканевых резервов животных. Поскольку 1 кг живой массы коровы имеет энергети­ческую ценность, равную 25 МДж, то среднесуточное снижение живой массы в опытной группе мобилизовало энергии 11,95 МДж, в контрольной — 14,73 МДж. Эф­фективность использования эндогенной энергии на об­разование молока составляет 82%. За счет мобилизации тканевых ресурсов в контрольной группе получено 12,07 МДж энергии молока, в опытной группе — 9,8 МДж. Рацион контрольной группы обеспечивал 73 МДж энергии в молоке, опытной группы — 85,5 МДж. Затраты обменной энергии на синтез 1 МДж энергии молока, полученного за счет питательных веществ рационов, в контрольной группе составили 2,55 МДж, в опытной — 2,28 МДж. В результате эффективность использования обменной энергии на син­тез молока составила: в контрольной группе — 39,18%, в опытной — 43,94%. Коровы, потреблявшие с опытным концентратом бобы и рапс, лучше использовали энергию рациона на производство молока.

Данные по использованию азота животными представ­лены в таблице 4. Количество потребленного с кормом азота было наибольшим в опытной группе. Различия по количеству принятого азота животными опытной и кон­трольной групп обусловлены общим уровнем потребления кормов рационов. В контрольной группе с калом выделя­лось азота больше, чем в опытной группе. В результате азота переварено больше животными опытной группы, в рационе которых были кормовые бобы и рапс.

Данные по влиянию концентратов на молочную продук­тивность коров приведены в таблице 5.

Таблица 4. Использование азота коровами

 


Таблица 5. Молочная продуктивность и затраты питательных веществ на производство 1 кг молока


Удой натурального молока за период опыта в контроль­ной группе был на 8% меньше, чем в опытной группе, при практически одинаковой его жирности. Затраты питатель­ных веществ на производство 1 кг молока в опытной группе были меньше, чем в контрольной: сухого вещества на 9%, сырого и переваримого протеина на 6,9 и 3,2%, концен­тратов на 8,1%.

Таким образом, коровы, получавшие опытный концен­трат с кормовыми бобами и рапсом, имели лучшие пока­затели по переваримости питательных веществ, использо­ванию энергии и азота, затратам питательных веществ и уровню молочной продуктивности по сравнению с корова­ми, которым скармливали в составе рациона стандартный комбикорм.

А. ФИЦЕВ, д-р с.-х. наук, А. ГАГАНОВ, канд. с.-х. наук, ВНИИ кормов им. B.Р. Вильямса


регион:



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика